воскресенье, 17 февраля 2013 г.

методика контент- анализ статьи

И в этой работе источниковеду помогает контент-анализ. Вот что писал по этому поводу известный отечественный источниковед Б. Г.Литвак: «Статистический метод должен стать одним из методов источниковедческого синтеза, и так же как в самой статистике он способствует созданию «статистического факта», в источниковедении он будет способствовать созданию «источниковедческого факта», т. е. акой «сгущенной» информации, которая еще не интерпретирована, не ключена в причинную цепь определенного исторического события или вления, еще «сырье», из которого историк и извлекает исторический факт обобщенного характера».

Давайте запомним: историк философии призван толковать содержание исторических источников, а источниковед как бы создавать «новые» источники, со всей очевидностью, однозначностью и несомненностью выявляя их собственный, оригинальный смысл.

Иную задачу решает историк философии. Для него существенно важно верно оценить, интерпретировать смысловое значение содержания философских текстов. Только в этом случае он сможет доказательно рассуждать о месте конкретной философской системы в контексте историко-философского процесса, сформировать собственную версию того или иного историко-философского события.

Целью подготовленного источниковеда является глубокая, всесторонняя обработка исторических документов, полное извлечение из них полезной (в т.ч. и неявной, скрытой) информации, представление той информации в максимально конкретной, адекватной форме, и только в последнюю очередь - ее оценка.

В контексте традиционных историко-философских исследований контент-анализ чаще всего применяется как метод источниковедческий. И это закономерно. Источниковед в силу своей специальности не столько поглощает информацию источников, сколько экспериментирует с нею.

Сегодня необходимо уже доказывать: контент-аналитическими можно называть только те методики исследования текстовых массивов, которые основываются на строгой последовательности процедурных шагов: от формирования абстрактного объекта исследования и формулирования исследовательской задачи до интерпретации результатов и их статистической обработки.

Процесс интеграции контент-анализа с традиционными методами гуманитарных дисциплин привел к разрушению исследовательских стандартов, разработанных в социологии.

В результате последовал бурный всплеск исследовательского интереса к этому методу, повлекший за собой возникновение бесчисленных методик контент-анализа, ориентированных на количественный анализ поэтических, художественных, философских, др. произведений.

Дальнейшее развитие этот метод получил в трудах последовательницы Ж.Кайзера Э.Морен. Так, именно Э.Морен ввела в научный оборот понятия «единицы информации» (особые элементы счета в контент-анализе, включающие в себя ответ на вопрос: «О чем говорится?»), «смысловые группы» (совокупности «единиц информации», формирующиеся на основе их взаимного смыслового соответствия), «эмоциональный тон повествования» (этот тон определялся по специальной порядковом шкале с делениями: «положительная», «отрицательная», «нейтральная»). Исследования Э.Морен положили начало более «гибкому» подходу к процедуре статистической обработки текстов.

Результаты своих исследований Ж. Кайзер изложил в знаменитой теперь монографии «Le quontiden francais». Paris. A. Colin, 1963. С тех пор контент-анализ приобрел тот «академический статус», которым пользуется и поныне - статус конкретной, логически завершенной, эффективной исследовательской процедуры.

Суть методики Ж. Кайзера заключалась в учете внешних форм организации текстового материала: его расположения, оглавления, оформления, проч. Кроме этого Ж. Кайзер предложил целый комплекс универсальных эмпирических процедур, позволяющих достаточно полно, скрупулезно анализировать как отдельные исторические источники, так и их совокупности.

В начале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал целую систему изучения больших текстовых массивов, основанную на анализе статистических данных. Вскоре некоторые приемы описания текстов, апробированные в трудах, были стандартизированы ЮНЕСКО и получили самое широкое распространение.

Заслуга Г. Лассуэла состояла в том, что именно он начале 50-х гг. XX столетия первым предложил использовать для анализа массовой коммуникации статистический учет абстрактных языковых единиц - символов («слов»). С этого момента начался отсчет истории существования специального метода социологических исследований - контент-анализа.

«Изобретателями» современной версии контент-анализа часто называют американского социолога Г. Лассуэла и французского журналиста Ж. Кайзера.

Появление термина content-analisys относится к концу XIX - началу XX вв. Именно тогда в американской журналистике были предприняты первые попытки осуществить тематически точный анализ текстов (см. раб. Д. Спиида, Д. Уилкокса, Б. Мэттьюза, А. Тенни, др.).

Данный метод обязан своим происхождением социологии. Однако сегодня он активно используется в самых разных областях гуманитарного знания: в политологии, нарратологии, истории философии, культурологии, проч.

Контент-анализ находит свое применение там, где существует обширный по объему, внутренне организованный, но не систематизированный текстовой материал, использование которого без предварительной обработки затруднено. Основными идеями, лежащими в основе идеологии контент-анализа, являются восхождение от текста к внетекстовой реальности, под которой понимается социальная (или интеллектуальная) действительность во всем ее многообразии и строгость исследования.

Давайте разберемся, что такое контент-анализ. Контент-анализ, как это можно заключить из названия (от англ.: contens - содержимое, содержание) - это содержательный анализ текстов. Он основан на принципе подсчета грамматических и формализованных категорий.

W 19.Контент-анализ: общая характеристика

W19.Контент-анализ: общая характеристика. Глава IY. Контент-анализ. Раздел II.Работа с готовыми программными продуктами. Контент-анализ. Методы стат.анализа. Базы данных. Компьютер для историков философии. Введение в технологию квантитативных исследований и обучения. Учебное пособие для студентов философских факультетов. Философия. Архив публикаций. Манекин Роман Владимирович.

Комментариев нет:

Отправить комментарий